Перейти на главную cтраницу
   Сделать стартовой  Добавить в избранное   
>>> Подготовка похода > Подготовка маршрута
Карта сайта
 

РЕСУРС РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА

     Если Вы хотите разместить ЛЮБУЮ полезную и интересную информацию о туризме и походах: отчеты, дневники, сведения для подготовки похода, фотографии и другое для публикации на сайте, присылайте на
E-MAIL: TURIZMWORLD@NAROD.RU
- мы всегда рады! 
Все, что вы пришлете будет лежать по адресу http://turizmworld.narod.ru/your_name/. Авторство и точность мы гарантируем.

[< Назад]  [К оглавлению]  [Далее >]

Подготовка похода - Подготовка маршрута

[Скачать документ (полностью) (.zip) - 56.0 KB]
[Комментировать в форуме]
[Версия для печати (документ полностью)]


     Обычно проводится параллельно с подготовкой группы, но после определения целей и задач похода. Как правило, подготовкой маршрута единолично занимается руководитель.

Выбор района путешествия
     Информации из первой части этой статьи должно быть достаточно, чтобы, исходя из уже определенных целей, задач, состава и возможностей группы определиться с выбором района путешествия.

Выбор категории сложности похода
     Если планируется совершить категорийный спортивный поход, то его маршрут должен соответствовать нормативам:

Вид туризма Категория сложности похода
1 2 3 4 5 6
Продолжительность, дней 6 8 10 13 16 20
Протяженность, км
пеший 130 160 190 220 250 300
лыжный 130 160 200 250 300 300
горный 100 120 140 150 160 160
водный 150 160 170 180 190 190
велосипедный 400 500 650 800 1000 -


     Кроме того, для горных походов существуют требования по минимальному набору категорийных перевалов, необходимых для прохождения в походе. Для походов 1 к. сл. это 2 перевала сложности 1А, для 2 к. сл. – 1А и 2 перевала 1Б.

Разработка маршрута, планирование запасных и аварийных выходов
     Рассмотрим логику действия руководителя при составлении пешего или лыжного маршрута 1-2 к.сл.
     1. Необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.
     2. Собрать материалы о выбранном районе. Изучить карты, ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов и вершин требуемой категории сложности и возможность найти их описания, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов. Много информативного материала можно найти в сети Internet.
     3. Определить оптимальные сроки путешествия.
     4. Разработать маршрут (см. ниже)
     5. Разработать краткие и предельно простые запасные и аварийные выходы из любой точки маршрута.
     Маршруты бывают линейные (начинаются в одной точке и заканчиваются в другой), кольцевые (начинаются и заканчиваются в одной и той же точке) и комбинированные. По существующим правилам, не менее 75% маршрута должна составлять линейная часть или одно кольцо. Остальную часть могут составлять небольшие кольца (с возвратом через несколько дней к оставленной продуктовой заброске), линейные и кольцевые радиальные выходы (без рюкзаков) на перевалы и вершины. Выбор линейной или кольцевой нитки в первую очередь определяется возможностью организации заброски и выброски с маршрута.
     В продолжительных походах (более 10 дней) непременно накапливаются общая усталость, голод, переохлаждение, плохое настроение и множество прочих неприятностей. Работоспособность группы к этому моменту может существенно упасть, что надо учитывать при составлении маршрута. Случалось, что из-за усталости утрачивались цели похода, нагнеталось раздражение, возникали конфликты, в результате чего прохождение маршрута срывалось. Уставший и злой человек всегда идет неохотно и неустойчиво, что увеличивает риск получения травм даже на простых участках.
     Также не следует планировать прохождение больших расстояний и сложных препятствий на первые 1…3 дня маршрута, пока не прошла акклиматизация к условиям похода. Прохождение технически сложных препятствий рекомендуется в первой половине дня. Перед прохождением особо сложных препятствий рекомендуется сделать облегченный день или даже дневку. Распределение сложности в целом по маршруту рекомендуется следующее:
     - начальная часть (1…3 дня). Еще не прошла акклиматизация, группа движется с максимальной загрузкой, поэтому рекомендуется уменьшать как дневные переходы (до 10…12 км), так и время хода (делать переходы не по 50…60, а по 30…40 минут). Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.
     - основная часть (50…75% похода). Прохождение определяющих препятствий, наибольшие дневные переходы, радиальные выходы. Группа уже немного разгрузилась за счет съеденных продуктов (а здесь чувствуется каждый килограмм на плечах), прошла адаптация к условиям похода, «вспомнились» технические приемы передвижения, поэтому можно увеличить как дневные переходы, так и продолжительность хода до 50…60 минут. Хорошо бы и здесь постепенно наращивать сложность, например, сначала пройти простой перевал, а уже потом более сложный. Положительный эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, к которым можно отнести и восхождения на несложные вершины без груза. Режим движения 8...17 км/день, 20 в исключительных случаях.
     - заключительная часть (20…30% похода). Выход «в цивилизацию», продукты почти все съедены, рюкзаки легкие, поэтому допустимы большие переходы, но без прохождения сложных препятствий, так как накопленная усталость снижает технические возможности участников. Режим движения 13...18 км/день, допустимо и 23...25, но не больше 2…3 дней подряд.
     Правильно составленная нитка маршрута обладает следующими свойствами:
     - приводит к выполнению всех поставленных задач похода
     - не противоречит целям похода
     - начинается и заканчивается в разумных точках входа-выхода
     - верно распределены трудности маршрута
     - технически и физически выполнима
     - имеет заранее продуманные запасные и аварийные выходы.
     Очевидным является необходимость соединять точки, связанные с выполнением задач похода, по кратчайшему времени передвижения, избегать ненужных трудностей и перенапряжения, согласовать (или хотя бы обсудить) маршрут с группой.
     После составления нитки необходимо получить как можно более полную информацию о наиболее сложных препятствиях: перевалах, вершинах, бродах и переправах, растительном покрове, болотах, в лыжных походах – о лавинной опасности. Руководитель должен четко представлять свои действия и действия участников при преодолении этих препятствий, какое специальное снаряжение и как планируется использовать, какие могут быть аварийные пути отхода или обхода препятствия, например, при внезапном ухудшении погоды или травмировании участника. Очень желательно иметь не только точные карты, но и фотографии предстоящих вершин и перевалов, чтобы легче и увереннее потом ориентироваться на местности.
     На основании нитки составляется календарный план похода – разбивка нитки по дням с учетом дневок и запасных дней. Определяются места удобных стоянок (биваков и дневок), протяженность и содержание дневных переходов. Также необходимо запланировать один запасной день и рассчитать время на заброс и выброс с маршрута.
     В больших (обычно, более 4 человек) группах, как правило, на каждый день назначаются дежурные, обычно по двое, в обязанность которых входит разведение костра (работа с примусами), приготовление пищи и мытье котлов. Разумно сменять дежурных после обеда, так как в этом случае пара дежурных полностью отрабатывает один бивак – ужин и завтрак – и обед, обычно вне бивака. Как правило, добыча дров не является задачей дежурных, напротив, этим, как и установкой бивака, должна заниматься вся свободная от дежурства группа.
     Ночлеги должны располагаться в комфортных местах, где есть вода, дрова, ровная площадка, желательны защита от стихии (холода, ветра, дождя, насекомых, зверей) и эстетическое наслаждение. По карте, даже масштаба 1:100000, найти их невозможно, приходится пользоваться чужим опытом, здравым смыслом и собственным опытом. Ночевки в безлесной зоне весьма нежелательны, если нет примусного хозяйства.
     Планируемая продолжительность сна для дежурных, если они вообще назначаются, 8 часов, для остальных не менее 9 часов. Все равно среднестатистические дежурные быстрее, чем за час, без примусов не управятся. Общий подъем разумно объявлять в момент закипания воды. Планируемая продолжительность рабочего времени (от начала первого перехода до конца последнего) порядка 4...7 часов, чистого ходового времени порядка 3...5 часов.
     Отсюда можно планировать дневные переходы, как чистое ходовое время, умноженное на характерную скорость движения:

ХАРАКТЕР МЕСТНОСТИ СКОРОСТЬ,
КМ/Ч
ПРОТЯЖЕННОСТЬ В ДЕНЬ,
НЕ БОЛЕЕ, КМ.
Бурелом, топкое болото 2 10
Перевал 1А - 1Б 2 5
Осыпь особо крупная 2...3 5
Глухой лес 3 10
Снег с фирном 3 5
Осыпь мелкая 3 5
Болото моховое 3...4 10
Осыпь средняя 3...4 15
Перевал н/к 3...4 10
Водораздел травянистый 4 10
Плато, пустошь 4 15
Тропа плохая 4...5 15
Тропа хорошая 4...5 20
Тропа магистральная 5...5,5 20
Дорога грунтовая 5 20
Дорога с покрытием 5...5,5 20


     Планируемая продолжительность перекуса 0,5 часа, горячего обеда 1,5 часа, утренних сборов 1...1,5 часа, вечерних бивачных работ до 2 часов, но не менее 1 часа.
Количество дневок планируют исходя из одного из правил:
     - какая категория маршрута, столько и надо планировать дневок плюс отсидок;
     - количество дневок должно составлять примерно 1/5 от общего количества дней.
     Отсидка – вынужденный отказ от движения, как правило, из-за сложных метеорологических условий (пурга, туман, плохая видимость при прохождении перевала, проливной дождь) или болезни участников. Излишнее количество запланированных дневок, во-первых, рассматривается как снижение спортивности маршрута, а во-вторых, ведет к увеличению веса рюкзаков за счет продуктов и, следовательно, к снижению скорости.
     Наличие запасного варианта прохождения, как правило, обязательно для каждого определяющего препятствия маршрута. Оно обычно составляется к составлению набора правил типа: «если перевал не удается пройти (из-за плохой погоды, сложной лавинной обстановки, болезни участника, поломки или утери снаряжения и т.п.), то…». Запасные варианты составляются таким образом, чтобы облегчить маршрут, но сохранить заявленную категорию сложности.
     Варианты аварийных выходов с маршрута прорабатываются от каждого населенного пункта, находящегося вблизи пути группы. Они должны пролегать по максимально легкой для преодоления местности, где к тому же просто ориентироваться. При планировании выхода по дорогам (особенно лесовозным) необходимо запастись свежим описанием (а не картой) местности, потому что такие дороги имеют обыкновение очень быстро изменяться, изобилуют не обозначенными на карте развилками, движение транспорта по ним меняется от времени года и т.п. Аварийные варианты предназначены для экстренного прекращения похода и обычно при их использовании заявленная категория сложности не сохраняется.
     Планирование водного маршрута обычно сводится к разбивке участка реки, предназначенного для сплава, сразу в календарный график движения, поскольку нитка маршрута определяется рекой, и известны все препятствия на маршруте. Рекомендации по распределению сложности те же, что и для пешего похода. Правда, их редко удается соблюсти, особенно при сплаве в половодье, потому что верхняя часть реки, как правило, наиболее насыщена препятствиями, которые, таким образом, попадают на начальную, «акклиматизационную» часть маршрута. Положение можно поправить путем проведения учебно-тренировочных выходов перед основным маршрутом.
     Единственным запасным вариантом прохождения здесь, как правило, является обнос препятствия. При разработке маршрута желательно получить информацию об удобных точках начала и окончания обноса, о том, по какому берегу удобнее обноситься, чтобы не тратить время на разведку. Аварийные выходы просчитываются аналогично пешему маршруту до населенных пунктов, как правило, от места пересечения реки и какой-либо дороги, торной тропы, прорубленной просеки.

Организация заброски и выброски
     Основной проблемой на забросе является найти такой транспорт, который гарантированно способен проехать к предполагаемому месту начала маршрута. На выбросе большее значение имеет гарантированное появление транспорта именно в указанный момент, поскольку нередки случаи, когда группа по несколько дней ожидает, скажем, появление заказанной машины, без продуктов и не имея возможности выбраться другим способом. Также необходимо закладывать в смету похода некоторые свободные средства на случай, если водитель вдруг изменит свое мнение о стоимости услуг по перевозке.

[< Назад]  [К оглавлению]  [Далее >]
 
Рамблер

Фото походов
-----------------------------
Сайт создан: 01.08.2005г
 
Главная    Отчеты о походах    Походные дневники    Маршруты    Снаряжение    Карты    Фотогалерея   
Сообщество туристов    Links туристские ресурсы    О проекте    Добавить информацию!    Форум    Гостевая книга   

© 2005-2007 ТУРИЗМВОРЛД.НАРОД.РУ Все права защищены. При использовании материалов и карт ссылка на http://turizmworld.narod.ru обязательна.
По вопросам работы сайта пишите turizmworld@narod.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Экстремальный портал VVV.RU Яндекс цитирования
Используются технологии uCoz