Перейти на главную cтраницу
   Сделать стартовой  Добавить в избранное   
>>> Маршруты > р. Мзымта
Карта сайта
 

РЕСУРС РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА

     Если Вы хотите разместить ЛЮБУЮ полезную и интересную информацию о туризме и походах: отчеты, дневники, сведения для подготовки похода, фотографии и другое для публикации на сайте, присылайте на
E-MAIL: TURIZMWORLD@NAROD.RU
- мы всегда рады! 
Все, что вы пришлете будет лежать по адресу http://turizmworld.narod.ru/your_name/. Авторство и точность мы гарантируем.

Примечание: Мы публикуем текст без изменений, сохраняя стиль и точное повествование авторов.

[К оглавлению]
р.Мзымта Добавлено:
01.08.05
Автор:
Максим Сопрунов
Приложений
нет
[Скачать документ (.zip) - 13.3 KB] [Комментировать в форуме] [Версия для печати]

GISMETEO.RU: график температуры на 10 дней для г. Красн.Поляна Средства сплава:          каяки и катамараны
Классификация порогов порогов по сложности дана с точки зрения каякера.
Сплавная часть р.Мзымта имеет 5 характерных участков:
     1. Верхние пороги: длина 2 км; расход 15-25 кубов; уклон 15м/км
     2. Прогон до Греческого ущелья 10 км. расход 25-50 кубов, уклон 7-5 м/км
     3. Греческое ущелье: длина 12 км; расход 50-20-60 кубов; уклон 25 м/км
     4. Ущелье "Ах-Цу": длина 4 км; расход 60 кубов; уклон 10 м/км
     5. Прогон до Адлера(море) : длина 25 км; расход 60-70 кубов; уклон 3 м/км
GISMETEO.RU: график температуры на 10 дней для г. Сочи

1. Верхние пороги: длина 2 км; расход 15-25 кубов; уклон 15м/км
     Сплав начинается от деревянного автомоста, уводящего дорогу в долину крупного прав. притока Мзымты и к поляне нарзанов.
     В 300м выше моста вдоль берега пройти нельзя - бом. Здесь есть удобные полянки для лагеря. Вдоль левого берега ниже моста рядом с рекой идет грунтовая дорога.
     Сразу за мостом, после слияния с пр. притоком, расход воды составлял 30 апреля 20 кубов. Река от моста на протяжении 800 м представляет собой шиверу средней сложности (3к.с.). Просмотр не обязателен, т.к. линия движения видна с ходу, но маневрировать нужно энергично. Далее дорога от уровня реки поднимается на полку лев. берега справа из глубокой промоины-оврага впадает ручей (но он малозаметен с наплыва). Это ориентиры 1-го верхнего порога.
1-ый верхний порог  Дорога поднимается на полку лев. берега, пр. берег - высокая терраса. Чалка возможна перед устьем ручья на лев.бер., но лучше в 150 м выше.
     Порог состоит из 2 ступеней. Первая - в 80 м ниже устья ручья. Это расположенные друг за другом 2 слива по 1м; ширина реки -7м. Во втором сливе в центре- бочка- котел. Справа есть чистый проход. Через 50 м - 2-ая ступень, более сложная.
     На заходе - сильный навал на обломок скалы у лев. берега, справа - сложные сливы через обливные камни. Далее река делает крутой зигзаг вправо-влево, высота сливов и количество камней в русле уменьшаются. За левым поворотом порог кончается. Длина 2-ой ступени - 100м.
2-ой верхн. пор. Шивера "Островная"  Находится в 100 м ниже предыдущего преп. Непосредственно перед ней удобных чалок нет, идти просматривать ее надо от чалки за 1-ым верхним порогом. Река делится на 2 протоки длинным (80) узким островом, поросшим деревьями. Прав. протока маловодная, забита камнями и непроходима. Основная протока -левая. Это крутая горка с валами, сливами и бочками. В конце левой протоки - навел на камни лев. берега, мощные валы. Примерно через 50 м ниже слияния проток шивера,уклон уменьшается, хотя течение остается быстрым. Верхние пороги закончились. Много удобных мест для чалок на лев.. берегу (прав берег-бом).

2. Прогон до Греческого ущелья: длина 10 км; расход 25-50 кубов; уклон 7-5 м/км
     Впереди - 10 км простого сплава до входа в Греческое ущелье. Уклон быстро уменьшается с 15 м/км до 3 м/км. Но полностью расслабляется не стоит - в районе мостов через Мзыту (за 3 км до в Греческого ущелья) в реке может лежать строительный хлам и т.п.

3. Греческое ущелье: длина 10 км; расход 50-20-60 кубов; уклон 25м/км
     Ориентир начала Греческого ущелья - тросовая переправа с люлькой высоко над рекой. Справа впадает небольшой ручеек. Чалится нужно не ниже 50 м от тросовой переправы, удобные чалки есть на любом берегу. За левом повороте расположен большой остров, поросший деревьями. В протоках острова и расположен
Пop. No 1 "ЛЮЛЬКА" 3-4 к.с.  Ориентиры - см. выше. Левая протока короче, круче. На протяжении 80-100 м река подает на 3 м, прорываясь через три гряды поолуобливных и надводных камней. Просмотр по крутому левому берегу неудобен. Возможны завалы плавника (обходимые) на заходе у лев. берега и в середине порога справа.Чалка за порогом на лев. берег возможна, но неудобна.Зато от конца пор.1 по лев. берегу можно легко и просто дойти до плотины - 2 км. Правая протока длиннее (150 м) и проще - это шивера средней сложности с крутым метровым сливом в конце. Линия движения видна с наплыва, но лучше сделать просмотр, т.к. в протоке возможен завал,В месте слияния проток порог заканчивается.
     Далее правый поворот и около 800 м простой шиверы с участками ровного быстротока до
Пор No 2. (3 к.с).  Ориентир - большой, поросший деревьями остров, отделенный от лев. берега маловодной, плохо заметной с наплыва протокой. На приверхе острова может быть небольшой завал из плавника. В конце острова порог начинается пологим метровым сливом через каменную гряду; Удобные проходы - слева, далее формируется мощная струя с косыми и прямыми валами. У берегов встречаются улова, но зачалится трудно, так как берега крутые. Через 400 м после начала порога река делает плавный правый поворот, впереди
Пор. No 3. (3-4 к.с.).  В левой части реки - гряда обливных камней с узкими проходами, в правой части - косые сливы с бочками. Длина порога - 200м.
     Через 500 м течение замедляется, начинается небольшое (400 м) водохранилище перед плотиной. Чалится для обноса лучше в 100 м перед плотиной, на прав. берегу - здесь проходит идущая на лев. берег через плотину дорога.Перед обносом из вежливости лучше поговорить с охранником плотины - обычно проблем не возникает. Ниже плотины по высокой терассе левого берега 3-4 км идет хорошая грунтовая дорога (практически до конца ущелья).
     Через 300 м после плотины дорога проходит над водоводным каналом и выходит на большую поляну, где очень удобно ставить базовый лагерь.
     За плотиной река течет в крутых, сильно заросших берегах. Удобных спусков к воде немного, особенно до пор No 9 "2-ой Трубный." Из водохранилища в водоводный канал ГЭС забирается 35кубов и за плотиной река резко мелеет.. После использования в турбинах ГЭС вода справа сбрасывается в Мзымту в нижней части Греческого ущелья перед "Кондовой" шиверой.
Пор No 4. (5 к.с).  Начинается в 100 м ниже плотины.Имеет характер узкой маловодной шиверы с большим уклоном. Порог проходим для больших катамаранов лишь при высокой воде.Длина порога - 300 м. Кончается порог перед крутопадающим левым притоком.
Пор No 5 "Белоснежка" (5-6 к.с).  Один из самых опасных порогов Мзымты. Начинается в 10 ниже крутопадающего левого притока. Длина порога - 100 м, падение - 4-5 м.
     Начинается порг крутой горкой у левого берега, далее в русле 2 ряда сложных крутых сливов между обильно расбросанными надводными и обливными камнями. . Порог проходим для больших катамаранов лишь при высокой воде. За порогом 40 м спокойного течения , здесь удобноное место для чалки и страховки.
Пор No 6 "7 гномов" (4-5 к.с).  Начинается в 50 м ниже "Белоснежки". Это длинная (500м) многоступенчатая шивера, в середине шиверы справа красивым водопадом впадоет ручей. Кончается шивера 50-метровой горкой и спокойным плесом с большим уловом у лев. берега за выступающим в реку обломком скалы. Здесь удобное место для чалки и выхода наверх, на дорогу для дальнейшего просмотра От середины шиверы впереди становится виден высокий мост-акведук с огромной водоводной трубой.
Пор No 7 "1-ый Трубный" (5-6 к.с).  Начинается в 50 м ниже пор No 6. Гряда крупных камней разбивает реку на 2 протоки; основная - левая (правая практически непроходима). Река делает слабый зигзаг, поворачивая сначала вправо, затем влево. Порог представляет собой лесенку из 5 сложных сливов , образованных скальными плитами. За сливами - котлы и бочки. В конце порога, под мостом-акведуком протоки сливаются.Длина порога 150 м, падение 5 м. Единственное место, пригодное для страховки и чалки перед пор.No 7 -маленькое улово у лев. берега в 15 м ниже моста-акведука.Чтобы пройти сюда по берегу, нужна по автодороге пройти за мост-акведук метров 100, спустится вплотную к реке и затем пройти вверх по течению до этого уловца Зачалится в него трудно, но сразу за ним начинается заход в следующий порог.
Пор No 8 "Красная Поляна" (5-6 к.с).  Начинается в 20 м ниже 1-го моста-акведука. Река разбивается на две протоки длинным, поросшим деревьями островом.Правая протока маловодна и проходима в большую воду только для малых судов. Основная протока - правая. Порг начинается серией из 3 мощных сливов по 1.5 м, затем уклон уменьшается, средняя часть порога - быстроток с отдельными обливниками. Далее протоки сливаются. Левая часть русла забита скалтными обломками и непроходима. Справа расположен каскад сливов 0.5-0.8 м; далее формируется мощная струя, бьющая в выступ правого берега, на котором расположена опора автомоста, Прижим сложный с виду, но легко обходимый. Отражаясь от выступа прав. берега, струя резко поворачивает влево и под мостом падает пологим метровым сливом,, которым порог заканчивается.Длинна порога - 200м, падение 5 м. Впереди, в 200 м виден второй мост-акведук. Высоко на правом берегу, на шоссе стоит указатель "Красная Поляна". Сразу за мостом, справа, есть большое улово, удобное для чалки и страховки.
Пор No 9 "2-ой Трубный" (4 к.с.).  Расположен в 60 м ниже автомомоста через Мзымту.Река разбивается цепочкой полуобливных и надводных камней на две протоки.
     Правая имеет более равномерный уклон и удобнее для прохождения.Препятствие имеет характер шиверы с пологими сливами между крупных обливных и подводных камней.К концу шиверы уклон заметно уменьшается и под мостом-акведуком она заканчивается. Длинна препятствия - 120 м, падение 2 м.
Пор No 10 "Зигзаг" (3-4 к.с.)  Начинается в 50 м ниже второго моста-акведука. Река разбивается грядой надводных камней на две протоки. Правая непроходима. Порог начинается слабой шиверой в левой протоке, далее следует резкий поворот направо с крутой, но короткой горкой,В конце горки справа вливается правая протока; далее идет цепочка валов. Длина порога 100 м, падение 1.5-2 м. Порог не сложный, но фотогеничный, Рекомендуется сразу чалится в конце порога, так как до следующего порога удобных для чалки мест нет.
Пор No 11 "Цепочка" (4 к.с.)  Расположен в 70 м ниже пор.No 10. Начинается короткой разгонной шиверой, далее на левом повороте реку перегораживает цепочка крупных надводных камней, между ними сливы 1,5 м и шириной 2-3 м. Длина порога - 50 м, падение 2 м. Далее до пор. No 12 серьезных порогов нет - 1 км простеньких шивер.
Пор No 12 "Кондовая шивера" (5 к.с.)  Самое мощное (из проходимых) и протяженное препятствие на реке .. Водность потока резко увеличивается с 25 до 60 кубов. Начинается через 50 м после "Трубы" - впадения справа отработанной в ГЭС воды - прямым 200-метровым участком с мощными валами и бочками(до 1,5 м); далее следует крутой (более 90 град.) поворот налево. За поворотом в мае 98 г были многочисленные островки и протоки с завалами в них - это следствие большого дождевого паводка в ноябре 97 г.
     Далее после небольшого ослабления вновь начинаются валы и бочки. Через 600-800 м начинают появлятся участки спокойного быстротока, постепенно они становятся все длиннее, а участки бурной воды становятся все короче, уклон постепенно уменьшается, вдоль берегов появляются невысокие террасы, пригодные для ночлега.
     Четко выраженного окончания шивера не имеет, условно можно считать что она кончается в месте впадения крупного правого притока р. Чвежепсе. Общая длина препятствия - около 8 км, средний уклон 20 -15м/км.
     Далее серьезных препятствий до водопада Ах-Цу нет, уклон2-4 м/км, встречаются слабые шиверки, в протоках разбоев могут быть застрявшие деревья. Через 2.5 км после вышеупомянутого прав. притока слева впадает небольшой приток, еще через 800 м на берегу справа - небольшое село, здесь справа в Мзымту впадает маленький ручей. Это важный ориентир: через 500 м начинается ущелье "Ах-Цу"

4. УЩЕЛЬЕ АХ-ЦУ : ДЛИНА 4 КМ; РАСХОД 60 кубов; УКЛОН 10 М/КМ
     Борта долины сходится, идущая по правому берегу автодорога поднимается на полку, на высоту 10-15 м над рекой. Лев. берег- бом, прав. берег крутой, заросший кустарником. Течение спокойное. Место чалки для обноса (или разведки ???) водопада Ах-Цу находится в 600м от начала ущелья, здесьесть узкий галечный пляж, у берега из воды торчат остатки деревянных свай. В 150 м впереди виден скалистый прав. берег и крутой поворот реки влево - это заход в Ах-Цу.
Водопад"Ах-Цу" (6C к.с).  Длина препятствия 75 м, падение 5-6 м. Удачное прохождение маловероятно. Для осмотра и обноса нужно по тропке выбратся на дорогу. Над водопадом дорога уходит в 100-метровый туннель.За туннелем водопад кончается, но для относительно удобного спуска к воде нужно пройти еще 200м - здесь 20-метровый обрыв переходит в крутой осыпной склон, поросший деревьями.Мест для ночевки нет.Обнос (и спуск) судов к воде долгий и трудоемкий - примерно 2,5 часа.
Пор No 14 " Московская шивера" (4 к.с).  Длина препятствия 1.5 км, падение - 15 м/км.Начинается в 50 м ниже прп.No 13. Шивера мощная, но простая - отдельные камни в русле, валы и бочки. За пор.No 14 ущелье Ах-Цу кончается.

5. Прогон до Адлера (устье мзымты) : длина 25 км; расход 60-70 кубов; уклон 3 м/км
     Река резко упрощается, уклон уменьшается,.В 2 часах сплава после Ах-Цу имеется живописный "Известняковый каньон".За ним сплав малоинтересен, дорога (на прав.берегу) отходит от реки, и вплать до Адлера по берегам тянутся голые берега. На прав. берегу устья Мзымты расположен гор. парк Адлера. Здесь можно заночевать. Дрова нужно привезти с собой.
Классификация порогов в порядке уменьшения сложности:
     0. Водопад "Ах-Цу"
     1. пор No 5 "Белоснежка"
     2. пор No 7 "1-ый Трубный"
     3. 1-ый верхн. пор.
     4. пор No 12 "Кондовая шивера"
     5. пор No 8 "Красная Поляна"
     6. 2-ой верхн. пор.- шивера "Островная".

[К оглавлению]
 
Рамблер

Фото походов
-----------------------------
Сайт создан: 01.08.2005г
 
Главная    Отчеты о походах    Походные дневники    Подготовка похода    Снаряжение    Карты    Фотогалерея   
Сообщество туристов    Links туристские ресурсы    О проекте    Добавить информацию!    Форум    Гостевая книга   

© 2005-2007 ТУРИЗМВОРЛД.НАРОД.РУ Все права защищены. При использовании материалов и карт ссылка на http://turizmworld.narod.ru обязательна.
По вопросам работы сайта пишите turizmworld@narod.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Экстремальный портал VVV.RU Яндекс цитирования
Используются технологии uCoz