РЕСУРС РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА -
TURIZMWORLD.NAROD.RU

Примечание: Мы публикуем текст без изменений, сохраняя стиль и точное повествование авторов.

Краснодарский край:

Лисов Юрий
yuranfox@mail.ru

Маршрут
[Перейти к полной версии] [К оглавлению]

Район путешествия:          Краснодарский край
Время путешествия:          05.07.03 - 19.07.03
Продолжительность:        15 дней
Категория сложности:      2

Нитка маршрута: п.Псебай– п.Перевалка – кор.''Черноречье'' – кор.''Третья Рота'' – приют ''Умпырь'' – устье р.Безымянка – пер. Аишхо – кор. ''Пслух'' – п.Красная Поляна – п.Красная Скала – п.Мацеста – гора Ахун – р.Агурчик – п.Мацеста – п.Солоники

05.07- 06.07 г.Бугульма – г.Краснодар
     Поездом Ижевск-Адлер доезжаем до станции г.Краснодар. На железнодорожном вокзале имеется пункт междугородней связи, мед.пункт, кафе. Напротив железнодорожного вокзала находиться автовокзал, откуда круглосуточно ходят автобусы во всех направлениях.

07.07 г.Краснодар – п.Псебай
     В 3-00 утра рейсовым автобусом добираемся до п.Псебай. Псебай – небольшой посёлок в Мостовском районе на юго-восточной окраине Краснодарского края. В переводе с древне-тюрского его название означает «богатый водой, многоводный». И действительно, вокруг него немало ручьёв, озёр, рек, и самая большая из них Малая Лаба. Тут начинаются живописные предгорья Кавказа. Небольшие холмы дальше к югу образуют высокогорные хребты. Отсюда просматриваются горные вершины, покрытые до июня снегом – Ятыргварта, Алоус, Цахвоа, Псеашко… В Псебае расположены отдел и музей Кавказского Государственного биосферного заповедника, одна из старейших на Кубани туристских баз – «Восход». Она расположена вблизи Малой Лабы, рядом с горным озером, сосновой рощей, изумрудными полянами, быстрыми ручьями. Тут можно сходить в тренировочный поход, совершить прогулки и экскурсии, испробовать свои силы на водной глади озера на лодках, поплавать и позагорать.
     В посёлке Псебай есть больница, телеграф, автовокзал, магазины. На карте обозначена ж/д станция, но фактически она отсутствует. В Псебае выписываем два пропуска: один в администрации района стоимостью 10 руб., второй в лесничестве – 50 руб. в сутки с ребёнка до 14 лет и 100 руб. со взрослых. Для оформления этих пропусков Вам понадобится список группы в трёх экземплярах, зарегистрированных в ПСС п.Псебай, а также один экземпляр списка, заверенный печатью медицинского учреждения Вашего города. Для того, чтобы выписать пропуск в лесничестве, желательно заранее договориться по телефону, к сожалению мы этого не сделали и нам пришлось двое суток ночевать в посёлке, так как отсутствовал начальник, выписывающий пропуска. Стоянку разбиваем в лесничестве. Следующий свободный день мы посвятили экскурсии на Зеленчукскую Обсерваторию. Обсерватория открыта для посетителей в четверг, субботу и воскресение. Наиболее удобно добираться до неё на такси, но при этом необходимо наличие документов, так как приходится пересекать границу с Карачаево-Черкессией.

09.07 п.Псебай – п.Перевалка
     Пополнив свои продовольственные запасы, в 900 начинаем наш маршрут из посёлка Псебай. Из посёлка Псебай до п.Перевалка каждые три часа ходит маршрутный автобус. Группа движется по дороге вдоль реки Малая Лаба. На протяжении всей дороги мы любуемся прекрасным видом. В 12-00 проходим п.Перевалка и КПП, где проверяют пропуск, выписанный в администрации района. Пройдя ещё 3 км встаём на ночёвку на берегу реки Малая Лаба.

10.07. п.Перевалка – кордон «Черноречье»
      С утра группа продолжает своё движение по грунтовой дороге. Постепенно набираем высоту, но так как подъём некрутой, мы не затрачиваем на него много сил. Выходим на перекрёсток, где находится пост пограничников. Оказывается для того, чтобы пройти через заповедник по нашему маршруту, мы должны были выписать ещё один пропуск у пограничников. Пропуск выписывают в Черкесске на погранзаставе. У нас его не было, но в это время на КПП находился представитель «Югспаса», который помог нам разобраться в этой ситуации. Пограничники связались со штабом, и мы, оставив один экземпляр списка, продолжили движение. С левой стороны остаётся п.Никитино, где видны многочисленные стоянки туристов, из чего можно сделать вывод, что здесь находится тур.база. Не доходя до кордона «Черноречье» 500 м, на берегу реки Малая Лаба имеются хорошие стоянки для туристов, где мы Вам рекомендуем остановиться на ночёвку. Здесь же находится памятник партизанке Жене Бондаревой, погибшей во время Великой Отечественной войны, о которой нам охотно рассказала служащая кордона «Черноречье» Вера Михайловна. Наша группа прошла ворота кордона «Черноречье», являющиеся границами заповедника. С этого места начинает действовать пропуск, его проверяют лесники. Мы остаёмся на ночёвку на кордоне.

11.07. кордон «Черноречье» – кордон «Третья рота» – радиальный выход на гору Ятыргварта (2 761 м)
     Утром покидаем гостеприимный кордон. Дальше наш маршрут проходит по лесной дороге, расположенной по левому берегу реки Малая Лаба, переходим р.Уруштейн по мосту, построенному турками в XIX веке. Дорога петляет, поднимаясь всё выше и выше. За каждым новым поворотом открываются живописные обзоры речной долины, зажатой крутыми скалами и лесными склонами. В 12-30 группа подходит к кордону «Третья рота», где обедает. Так как у нас есть ещё время, мы решаем выполнить радиальный выход на вершину горы Ятыргварта (2761). Гора Ятыргварта расположена в пределах Кавказского заповедника, в междуречье Малой Лабы и Уруштейн к юго-востоку от перевала Трю и северо-востоку от перевала Мастакан. От вершины радиально отходит несколько протяжённых гребней хребтов. Подъём начинается от памятника защитникам Кавказа в годы Великой Отечественной войны по лесной дороге. С правой стороны остаётся вершина горы Вышка (1651). Дорога приходит в запустение, так как ей очень редко пользуются. Через два с половиной километра от дороги уходит ответвление до кордона «Черноречье», а основная дорога заросшая, поэтому будьте внимательны – не уйдите в сторону. От этого места дорога превращается в тропу. Ещё через километр подъёма лес кончается, и мы выходим на сторожку лесников. Далее наш путь лежит по альпийским лугам склона горы Ятыргварта. Примерно через 500 метров от сторожки основная натоптанная тропа уходит вправо к перевалу Трю, но мы продолжаем движение по хребту горы Ятыргварта к вершине по еле заметным следам. Подъём у нас занял 4,5 часа, хотя и был не таким сложным. С вершины горы открывается прекрасная панорама Кавказских гор. По словам лесников здесь мы могли встретить зубров, оленей, серн, кабанов, туров и других животных, но, к сожалению, нам не повезло, – мы никого не встретили, а только слышали рёв какого-то животного. Спустились мы гораздо быстрее – всего за час. Ночёвку мы устраиваем примерно в 500 метрах от кордона «Третья рота», выше по течению реки Малая Лаба.

12.07 кордон «Третья рота» – приют «Умпырь»
     От кордона «Третья рота» уходит маркированная тропа, по которой мы продолжаем своё путешествие. Идём вверх вдоль реки Малая Лаба по отрогам Мастаканского хребта. На другой стороне реки, справа, тянется хребет Маркопыт, который крутыми склонами обрывается у реки. Практически весь переход проходит в лесу. Над головами шелестит листва дубов, каштанов, высоко поднимают кроны стройные буки, темнеет хвоя старых пихт. Постепенно тропа набирает высоту, петляя по Шахгиреевскому ущелью, вдоль левого берега реки Малая Лаба, берущей своё начало с ледников горы Псеашхо. Справа вздымается огромная скала, напоминающая по форме гигантский щит богатыря. Крутой подъём закончился, мы находимся на перевале через хребет Большой Балкан. Глубоко внизу, на дне ущелья, узкой лентой вьётся река Малая Лаба. Сфотографировавшись, продолжаем свой путь по тропе, круто сбегающей вниз. Переходим через реку Большая Балканка. И снова подъём на перевал Малые Балканы. Отсюда до кордона «Умпырь» примерно 2 километра. В 1430 выходим на большую зелёную поляну недалеко от кордона «Умпырь» (на картах он может обозначаться как тур.приют), где и встаём на ночёвку. Поляна достаточно большая, способная разместить несколько групп, она наиболее удобна для ночёвки.

13.07. Днёвка
     Этот день мы решили посвятить отдыху, так как прошли достаточно большой участок пути и устали. На кордоне, как и везде, лесники проверили пропуск. За небольшую плату мы смогли помыться в бане, что было очень кстати, также у семьи лесников мы купили парное молоко. Днём мы провели соревнования среди участников нашего похода, которые внесли разнообразие в наш отдых на днёвке.

14.07. приют «Умпырь» – р.Безымянка
     Отдохнувшая, с новыми силами, в 10 часов группа продолжает свой путь. Переходим вброд речку Ачипста и идём по маркированной, хорошо набитой тропе петляющей между деревьями по левому берегу реки Малая Лаба. На пути встречаются следы схода селей и лавин. Один из таких селей перегородил реку Малая Лаба и создал естественный водоём, вода в котором, несмотря на его размеры, не прогревается, остаётся такой же холодной, как и в реке. Продолжаем движение вдоль этого водоёма, любуясь его прозрачной голубой водой. Тропа идёт через вековые ельники, утопающие в толстом слое мха. Примерно через один километр озеро заканчивается и мы делаем обеденный привал. После обеда продолжаем движение по той же маркированной тропе. На пути мы встречаем памятники защитникам Кавказа во время Великой Отечественной войны. Вскоре мы выходим на развилку. Налево уходит тропа к реке Цахвоа до озера Дамхарс. Мы уходим направо. Местами тропа близко подходит к реке, обрывается, двигаться приходится по искусственным мосткам. Иногда над тропой нависают отвесные стены горы Челипси. Мы останавливаемся на ночёвку в месте, где река Безымянка впадает в реку Малая Лаба. В месте, где реки сливаются, находится несколько больших полян, на которых удобно организовать ночёвку. От этого места вдоль реки Безымянка уходит тропа, огибающая гору Цахвоа.

15.07. р.Безымянка – пер. Аишхо Н/К 2401 – кордон «Пслух»
     Позавтракав, в 9-00 продолжаем своё путешествие. Подъём становится более крутым. Вскоре выходим на Ветеринарные поляны, где тропы практически не видно из-за высокой травы . Отсюда видны высочайшие вершины Кавказского заповедника: гора Цахвоа (3345м), гора Акарапварта (3370 м) . Маркировка на тропе практически отсутствует. Поэтому мы чуть-чуть не прошли поворот в месте впадения реки Чистая в реку Малая Лаба. Но вовремя сориентировавшись, переходим реку Чистая вброд, и снова движемся вдоль реки Малая Лаба к её истоку. В месте впадения реки Чистая в реку Малая Лаба имеется большая поляна для организации ночёвки и отдыха, но наш маршрут продолжается. Затяжной, но очень интересный подъём по береговому криволесью выводит нас в альпийскую зону. Под собой можно увидеть безбрежные моря лесов, а вокруг – живописные скалы, ледники, снежники и падающие с них водопады. Леса сменяются кустарником. Всё чаще попадаются ледники, по которым в такую жаркую погоду идти одно удовольствие, и ручьи, выходящие из них. Вскоре, не доходя до истока реки Малая Лаба, тропа резко поворачивает направо, поднимаясь серпантином к перевалу Аишхо. При подъёме нам часто встречаются небольшие ручейки. На перевале Аишхо мы фотографируемся на фоне Кавказских гор. С перевала тропа круто уходит вниз. Примерно через полтора километра мы выходим на недавно проложенную дорогу, по всей видимости используемую для «Джипинга». Внизу, с левой стороны, видна стоянка чабанов. Место называется «Балаганы» и представляет собой скопление небольших уютных домиков. Место, в отличии от аналогичного у горы Фишт, населено. Место, где дорога расходится, можно пропустить поворот на кордон Пслух. Поэтому мы рекомендуем от шлагбаума свернуть направо и не пытаться сократить дорогу в этом месте. Далее дорога петляет между лесов вдоль реки Мзымта (фото 53). Маркировка отсутствует, но это и не нужно – дорога используется лесовозами и чабанами, поэтому тут не собьёшься с пути. Останавливаемся у кордона Пслух, делаем ночёвку. Этот день оказался очень тяжёлым, мы прошли большое расстояние и преодолели перевал Аишхо, поэтому мы очень устали.

16.07. кордон «Пслух» – п. Красная Поляна
     С утра в тумане продолжаем свой путь. Постепенно туман рассеивается, день становится солнечным. Дорога из лесной переходит в грунтовую, что говорит о близости цивилизации. Наша скорость передвижения становится всё быстрее, потому что рюкзаки перестали ощущаться на плечах из-за своего малого веса. Примерно через полтора часа останавливаемся у источника минеральной воды. Вкус настоящего кавказского Нарзана отличается от того, к которому мы привыкли. Вскоре мы выходим на асфальтовую дорогу, проходим мимо горнолыжного комплекса «Красная Поляна» и входим в посёлок Красная Поляна, где пополняем свои продовольственные запасы, делаем контрольный звонок в ПСС п.Псебай. В посёлке имеются разветвлённая сеть продовольственных и хозяйственных магазинов, медпункт, отряд МЧС, телеграф, большое количество гостиниц. Пройдя Красную Поляну мы останавливаемся на ночёвку в рабочем посёлке у искусственного водохранилища, питающего питьевой водой города, расположенные на Черноморском побережье.

17.07. п. Красная Поляна – п. Красная Скала
     Позавтракав и позволив себе чуть больше отдыха, чем всегда, в 1100 мы продолжаем свой путь. По асфальтовой дороге, вдоль реки Мзымта. По пути нам встречается несколько тоннелей, в них проложены пешеходные дорожки, поэтому мы преодолеваем их без труда. Вначале пути дорога находится намного выше реки, поэтому с неё интересно наблюдать за рекой, её течением и порогами. Чем ближе мы к морю, тем ближе дорога подходит к реке. Вскоре мы подходим к участку строительства новой улучшенной трассы Адлер – Красная Поляна. Пройдя посёлок Кепша, мы становимся участниками сплава на катамаранах по реке Мзымта, организованного фирмой «Эрвет», что вносит разнообразие в наше путешествие. Цена одного билета для детей до 12 лет – 100 руб., и 200 руб. для взрослых. Наши рюкзаки и личные вещи на машине фирмы перевезли до посёлка Красная Скала, где находится конец сплава. Тут же мы устраиваем ночёвку в удобном для этого месте.

18.07. п. Красная Скала – п. Мацеста
     Как всегда с утра, позавтракав, продолжаем своё путешествие. В посёлке Красная Скала мы имели возможность увидеть форелевое хозяйство. Здесь же находится конечная остановка для маршрутных такси различных направлений, чем мы и воспользовались. На одном из них мы добираемся до предполагаемого места своей ночёвки, не доезжая до п.Мацеста примерно один километр. На берегу моря, где впадает река Агурчик, делаем свою остановку. Стоянку мы выбрали не случайно – с этого места удобно сделать радиальный выход на гору Ахун (662 м).

19.07. п. Мацеста – радиальный выход на гору Ахун (662 м) – р.Агурчик – п. Мацеста – п.Солоники
     В 11-00 группа совершает радиальный выход на гору Ахун, высота которой 662 м. От побережья на вершину уходит асфальтовая дорога, но рейсовых автобусов нет, есть только экскурсионные автобусы и такси, которые нас не устроили в виду своей дороговизны. До вершины по асфальтовому серпантину мы добираемся пешком. На горе Ахун находится старая сторожевая башня, вход в которую платный. С верхней площадки сторожевой башни открывается великолепный вид на Черноморское побережье и Кавказские горы. Назад мы уходим другой дорогой. За сторожевой башней находится набитая тропа для туристов, которая уходит в сторону реки Агурчик, по ней мы и спускаемся. Спуск достаточно крут, но практически везде встречаются ступеньки, что облегчает движение. Спустившись к реке Агурчик, мы переходим на правый берег, где на развилке уходим влево по набитой тропе. Этот маршрут мы тоже избрали не случайно, – эти места известны своими водопадами. К сожалению, из-за сухой погоды, воды было мало, поэтому не удалось оценить всей красоты этого места. Но сам по себе маршрут интересен и позволяет, потратив наименьшее количество денег, посетить данный природный комплекс. Также в самом посёлке Мацеста есть непересыхающий комплекс водопадов, о котором мы узнали позже. Вернувшись на своё место стоянки, мы потратили всего 5 часов на экскурсию. Пообедав и собрав лагерь, доходим до ж/д станции Мацеста, от которой на электричке добираемся до своего излюбленного места – п.Солоники. В лесу за посёлком Солоники, на берегу реки Цусхвадж, мы разбиваем наш палаточный лагерь, в котором проводим несколько дней, купаясь , загорая, посещая экскурсии.